Швыдкина Анна Александровна. Персональный сайт педагога.

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 81 «Мальвина»

 

 

 

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТАВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ   У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

 

Швыдкина А. А.., воспитатель

1 квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ленинск - Кузнецкий

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

Глава 1.  Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольников. 10

1.1  Значение и роль сюжетно – ролевой игры в жизни дошкольников. 10

1. 2. Развитие коммуникативных способностей дошкольников в игре. 19

Глава 2. Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста. 26

2.1.  Вторая младшая группа. 29

2.2. Средний дошкольный возраст. 39

2.3. Старший дошкольный возраст. 48

Глава 3. Диагностический инструментарий. 54

Глава 4. Сотрудничество с родителями по развитию коммуникативных способностей и умений посредством сюжетно-ролевой игры.. 63

Литература. 69

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Высокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, в том числе и на дошкольную ступень, что означает переход к системе образования, центрированной на личности ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных способностей и умений с самого раннего возраста, так как степень сформированности данных умений влияет на про­цесс социализации ребёнка и развития личности в целом.

Встаёт вопрос, посредством чего мы можем сформировать у дошкольника коммуникативные способности? Таким средством может быть – игра. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка?

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.

 Таким образом, особенно ярко выражена игровая деятельность в дошкольные годы. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных способностей и умений. И не случайны выводы учёных педагогов и психологов – «чтобы ребёнок вырос общительным, самостоятельным и всесторонне развитым его необходимо научить играть!»

В современной социокультурной ситуации остро наблюдается потребность в формировании взаимодействия между людьми на основе взаимопонимания доверия, сотрудничества. Изучение социально-психологической, педагогической литературы показывает, что игровое взаимодействие необходимо рассматривать как составную часть социального взаимодействия, предпосылки которого закладываются в совместной деятельности. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры предоставляют большие возможности для формирования умения взаимодействовать с окружающими людьми. В связи с этим, игра должна занимать важное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, являться не на словах, а на деле ведущим видом его деятельности. В процессе обучения игре обеспечивается не столько формирование определённых игровых умений и навыков, сколько активизация их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Одной из основных задач, стоящих перед взрослыми, является предоставление детям возможности радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни должно осуществляться без принуждения над ребёнком, быть светлым и радостным.

Все мы знаем, что именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение  к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность.

Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то – раньше и легче всего выделяется в игре. Д.Б. Эльконин считал, что игра возникает из условий жизни ребёнка в обществе и отражает эти условия. Исследование Д.Б. Эльконин проводил в 60-70г. прошлого века. С тех пор в обществе в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли изменения, что, разумеется, не могло не отразиться на игре.

Игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, например интересы, ценности, представления.

Игра, в силу особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребёнка в обществе и специфику самого общества. В игре, в самом широком смысле этого слова, заложены механизмы, которые пробуждают творчество, снимают эмоциональную напряжённость в отношениях, тренируют выдержку и развивают самостоятельность.

В настоящее время учёные обеспокоены состоянием игровой деятельности в детском саду. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада. Ослабление внимания к сюжетно-ролевой игре происходит также и в связи с непониманием практическими работниками роли игры в психическом развитии ребёнка, с недостаточностью профессиональных знаний и умений в области игровой деятельности.

Наблюдения показывают, что ролевые игры, весьма однообразные и ограниченные в основном семейной тематикой. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты». Между тем именно эти игры в наибольшей степени способствуют вхождению ребёнка в мир взрослых – игровая роль в концентрированной форме воплощает его связь с обществом. То, что дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», может свидетельствовать, что игра перестаёт быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники всё более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев (зачастую негативных).

Бедность и примитивность игр пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение в основном происходит в совместной игре. Именно совместная игра (её правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть и в результате игра уходит из жизни ребёнка. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить её смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Как играют наши дети? Раньше дети играли круглый год, с утра до вечера, развиваясь физически, умственно, духовно, вопреки политическим, экономическим и бытовым настроениям… Нам не нравится, во что играют наши дети? Это повод для размышления.

К сожалению, современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире.

Взрослых, особенно родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы. В своё оправдание каждый из нас поспешит сослаться на действительно объективные причины. В последние десятилетия произошли коренные изменения в нашем обществе. Перед нами остро встала проблема материального обеспечения. Мы много работаем, все меньше внимания уделяем детям. Большинство родителей считают, что детям предстоит жить в обществе более жёстком, требующем высокой квалификации, и менее гуманном, основанном на борьбе за выживание. В таких условиях игра, по мнению большинства, - бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем. В отличие от письма и счёта она не имеет жизненно необходимого результата. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись учебными занятиями в детском саду, ребёнок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые месяцы школьной жизни – «готовых»  детей уже не надо учить, но как только на уроке следует проявить самостоятельность, способность решить задачу, подумать, такой ребёнок пасует, ждёт указаний взрослого…

Другие родители говорят: «Нас никто не учил играть и наши дети сами определятся с этой деятельностью. Неправда! Мы учились играть у старших сестёр и братьев, у соседских мальчишек и девчонок в шумных детских ватагах. Сегодня мы обрекаем наших детей на одиночество. А если повезло с братом или сестрой, то они отгораживаются от младших наушниками с «убойной музыкой». Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть игровой культуры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистической.

А зачем ребёнку игра?

В погоне за ранним всесторонним развитием ребёнка мы рьяно заполняем время игры занятиями в разных кружках и школах. Английский, бальные танцы, спортивная секция, снова английский, танцы, секция… И так всю неделю. А в выходные мы стараемся, чтобы наши чада находили себе «тихие» занятия, перепоручаем своих детей телевизору или компьютеру, действую в основном по принципу «лишь бы не мешали».

Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, значит, не доиграл в детстве». Если дошкольник не наиграется вволю, значит, многое мы ему не додадим, много ему будет не хватать во всей его последующей жизни.

 Воспитатели, часто стали подменять основной вид деятельности дошкольников – игровую деятельность на обучение. Надо понимать и помнить: заставляя ребёнка-дошкольника учиться, мы отнимаем у него игру, а значит,  крадём мир детских переживаний, стремлений, отношений.

 Что же делать? Как вернуть игру детям?

Надо дать им больше свободного от обучения и от нас времени, чтобы играть! Дать им наше внимание, участие, себя в качестве партнёра по игре – если дети захотят этого.

Получить от ребёнка приглашение в свою игру – знак величайшего доверия. На  эту суверенную его мыслей, чувств мы должны ступать осторожно! Ребёнок сам скажет, что нам здесь делать. Почаще думать, какими красками мы рисуем их детство – ведь оно полностью в наших руках. Вот за что мы по-настоящему в ответе. И у нас есть силы и талант, чтобы сделать его жизнь такой яркой и красивой.

Хочется напомнить, что ни один ребёнок не просился на этот свет. Дети нужны нам. Но мы забываем, что даже младенец имеет право на свою жизнь. Ребёнок – тоже личность, только маленькая. У него своё право на желание, право на любовь и внимание. И это право признано мировым сообществом взрослых в Международной конвенции о правах ребёнка. Давайте всегда помнить об этом и сделаем всё, чтобы среди океанов и материков планеты «Детство» громадный остров, называемой Игрой, не стал затопленной Атлантидой. Нужно не только распахнуть Игре двери, но и понять её, принять и войти в игру вместе с нашими детьми.

Пусть они играют в банкиров, но помыслы будут направлены на благо всех, на благо России. И этому игра может научить. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах. И этому игра может научить.

Практика показывает, что если в детском саду мало уделяют внимания игре или продуктивной деятельности, то родители жалоб не высказывают. А ведь сюжетная игра является именно тем фундаментом, на котором выстраиваются коммуникативные навыки, способы общения со сверстниками. Это означает, что только в условиях сюжетно-ролевой игры всесторонне развивается личность ребёнка. Когда ребёнок играет, то он сам выполняет ведущую роль в выбранной ситуации, а не подчиняется указаниям взрослого. Это развивает и самостоятельность.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения, формирования коммуникативных способностей и умений через сюжетно-ролевую игру у детей дошкольного возраста остаётся актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Потребность в общении со сверстниками формируется у дошкольников уже к 4 годам и, следовательно, появляется потребность в организации эффективного взаимодействия. Применительно к данному возрастному периоду, можно констатировать, что в психолого-педагогической литературе недостаточно раскрыты содержание коммуникативных способностей и умений, критерии и показатели их сформированности у детей.

Предполагается, что сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством развития общения и становления доброжелательных межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников и её влияние на коммуникативные способности и умения являются крайне актуальной задачей.

Данная проблема требует расширенного изучения в целях социального развития дошкольника.

В связи с этим актуальной проблемой стала тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей и умений».

Целью: определение влияния сюжетно-ролевой игры на процесс развития коммуникативных способностей и умений детей дошкольного возраста.

Исходя из цели работы, определены следующие основные задачи:

1.Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в развитии дошкольника.

2.Обосновать и проанализировать значение сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей и умений.

3. Формировать коммуникативные, предметно-ролевые способы игрового взаимодействия, используя разнообразные методы и приёмы.

4.Определить и создать условия, способствующие развитию коммуникативных способностей через сюжетно-ролевые игры дошкольников.

 

 Глава 1.  Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей и умений дошкольников

1.1  Значение и роль сюжетно – ролевой игры в жизни дошкольников

А.Н.Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры» описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребёнка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребёнок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие может разрешиться у ребёнка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре».

На ранних этапах развития общества понятие игры, в том смысле как мы понимаем сейчас, не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.

С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьёзном обучении, появились сложные социальные отношения между людьми, а, следовательно, и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни.

Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Большинство зарубежных исследователей указывают на значение игры для развития у ребёнка как интеллектуальных, так и социальных сфер функционирования.

Но более чётко развивающие функции игры определены в отечественной педагогике и психологии.

Д.Б. Эльконин рассматривая развивающую функцию игры, останавливается, прежде всего, на её значении для развития мотивационно - потребностной сферы ребёнка. Он пишет: «В игре происходит эмоционально-действенная ориентация в человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых».

На развитие в игре воображения, образного мышления ребёнка указывали ученые-психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн.

В их работах анализируется значение игры для морально-нравственного развития ребёнка, прежде всего роль самого содержания игры, посредством которого происходит овладение ребёнком нормами и правилами взаимоотношений между людьми.

В ряде исследований сформулировано значение игры как формы самоорганизации детей. Совместная игра создаёт условия для возникновения «детского общества» и реальных отношений в нём между детьми. Педагоги и психологи считают, что основное воспитательное значение игры в наличии в ней реальных отношений, обеспечивающих развитие у детей качеств «общественности», то есть качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с другими людьми.

Л.А. Венгер также рассматривал вопрос влияния игры на развитие ребёнка. В игре развивается умение координировать действия с другими людьми; умение ориентироваться в сфере человеческих отношений, а также развиваются психические процессы: воображение, мышление, речь, внимание, память, развиваются коммуникативных способности и умения.

Значение игры в жизнедеятельности дошкольника трудно переоценить. Отметим следующее. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения в этот период.

 В современных психолого-педагогических исследованиях доказано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая  человеческая деятельность, не возникает у ребёнка спонтанно, а передаётся ему от сверстников или старших детей (братьев, сестёр), уже овладевших игровыми навыками,  или от взрослых (воспитателей, родителей). Естественным образом это происходит, если ребёнок находится в разновозрастном детском коллективе или семье, в которой воспитывается несколько детей. В такой группе игра проявляется во всей своей полноте: старшие дети используют знакомые им способы развёртывания сюжета, построения игры, а младшие подключаются на доступном им игровом уровне, накапливают игровой опыт, чтобы в дальнейшем передать его другому поколению младших дошкольников. Но, посещая дошкольное учреждение, ребёнок в основном находится в коллективе своих сверстников, а не в разновозрастной группе. Поэтому более актуальным становится другой путь обучения ребёнка игровым навыкам – через игру, специально организованную (но не навязанную) воспитателем, при условии что воспитатель - активный участник этой игры, партнёр ребёнка по игре. Воспитатель знакомит ребёнка с новыми способами построения игры, направляет  на осуществление и пояснение производимых игровых действий, формирует у дошкольника игровые умения в совместной игре, создаёт условия для самостоятельной детской ролевой игры. И, конечно,  в игре недопустимо со стороны взрослого  принуждение, навязывание  темы, игровых ролей, формы игры, партнёров для играющих детей. Ребёнок сам выбирает свою игру.

В целом в педагогическом процессе необходимо различать по отношению к сюжетно-ролевой игре две составляющие:

· совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются  новые игровые умения;

·  самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала  игровых умений.

Эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе, но их удельный вес изменяется в зависимости от возраста детей и степени овладения ими игровыми навыками. Оценивая уровень развития игровой деятельности дошкольников, прежде всего, отмечают умение ребёнка включать в игру:

· условные действия с предметом;

· ролевые диалоги;

· комбинации разнообразных игровых событий.

Диапазон игровых умений детей различного возраста существенно различается:

3-4 года (младший дошкольный возраст)

4-5 лет

(средний дошкольный возраст)

5-7 лет

(старший дошкольный возраст)

-может осуществлять условные действия с  игрушками и предметами-заместителями, выстраивает их в смысловые цепочки

- вступает в кратковременный контакт со сверстниками

-может принимать и последовательно изменять игровые роли, реализуя их через действия с предметами  и ролевую речь

- вступает в ролевые взаимоотношения с  партнером-сверстником

- может развертывать в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам

2-3 партнёров

- реализовать сюжетные  события через ролевые взаимоотношения и предметные действия

Игра – самостоятельная психическая реальность, уникальный и неповторимый мир детства. В более систематизированном виде игра предстаёт перед нами как средство:

1) познания (усвоения новых знаний);

2) развития эмоциональности, усиления жизнерадостности и преодоления негативных чувств;

3) самовыражения, раскрытия своего творческого потенциала, возможностей и способностей;

4) приобретения коммуникативного опыта через умение принимать и играть роли;

5) формирования гибкого, ситуативного, альтернативного мышления и непосредственности в общении;

6) развития психических процессов, в том числе воображения, внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевых процессов;

7) социализации (приобщения к социуму).

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что  игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребёнка-дошкольника. Непринужденный характер игры выражается в том, что ребёнок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, “правильного” использования. Творческая свобода игры выражается и в том, что ребёнок включается в неё со всей своей эмоциональностью, испытывая во время игры максимальное удовольствие. Но здесь нельзя не сказать о парадоксе детской игры. Парадокс заключается в том, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребёнок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его всоответствии с общепринятыми правилами. Сущность детской игры  как раз и заключается в этом противоречии.  Развитие осуществляется в самостоятельной игре детей, а также в игре специально организованной взрослым. В неё вносится определённое развивающее содержание, через которое может происходить усвоение самых различных знаний, умений, развитие способностей. Таким образом, Л.А. Венгер предлагает чётко различать специфическое развивающее значение игры и неспецифическое влияние на развитие ребёнка через содержание игры и использование игровых приёмов. «Именно специфическое воздействие игры имеет наибольшую ценность и должно быть максимально использовано в педагогических целях».

Игра является первой школой воли: именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Например, как ни заманчиво ребёнку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он – «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.

Игра создаёт благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребёнок берёт на себя определённую роль, он сознательно и произвольно воспроизводит определённые движения, характерные для изображаемого персонажа.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть освоено.

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения.

 Игра создаёт для ребёнка «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Ранее уже говорилось, что в раннем возрасте начинают развиваться элементы ролевой игры. А в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, в процессе которой происходят качественные изменения психики ребёнка. В сюжетно-ролевой игре ребёнок не только замещает предметы, но и берёт на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребёнку впервые открываются отношения, существующие  между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Обязанности по отношению к окружающим – это то, что ребёнок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя.

В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых и т.д. чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, чем разнообразнее сюжеты игр. Поэтому, естественно, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего дошкольника они чрезвычайно разнообразны.

В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы:

· мотив;

· тема игры;

· сюжет игры;

· игровое действие;

· игровая роль;

· воображаемая ситуация;

· игровой материал.

Становление всех компонентов игры как деятельности обеспечивает педагог в процессе руководства игрой:

Цель: стремление быть похожим на взрослого; мотив самоутверждения, познание своих возможностей.

Предмет: знания, действия, которые будут изображены (то, что ребёнок наблюдает).

Средства: роли, атрибуты, игрушки, речь.

Действие: игровые действия, игровые взаимоотношения, отношения к игрушкам, выполнение правил.

Результат: удовлетворение, самооценка. Ответ на вопрос: «Какой я?» Плюс оценка количества детей и педагога.

Развитие сюжетно-ролевой игры идёт от индивидуальной игры к играм вдвоём со сверстниками и затем, в конечном итоге, к развёрнутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определённая самоорганизация: следует договориться об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, условиться о значении вовлекаемых в игру предметов, распределить предметы в соответствии со взятыми ролями, при осуществлении замысла игры подчиняться правилам, заключённым во взятых на себя ролях и в отношениях, определённых сюжетом игры. Контролировать своё поведение и поведение своих товарищей по игре.

Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих. Некоторые сюжеты могут встречаться как у младших, так и у старших дошкольников («Детский сад», «Дочки-матери» и т.п.). Но, несмотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших дошкольников. Каждому возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета. Итак, дети играют в сходные игры в любом возрасте, но они играют в них по-разному. Поэтому указание на сюжет еще не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание.

Организационная работа, которую дети осуществляют до начала игры и в её процессе, есть коллективная деятельность, объединяющая участников единым сюжетом и совместным его воплощением. В игровом коллективе, длительное время увлечённом интересной деятельностью, устанавливаются свои законы: «всё делить поровну, а не хватает – сделать», «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь». Дети на практике видят нормы коллективной жизни: уступать, делиться, сдерживать себя, проявлять чуткость. Дети своими силами воздействуют на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития дошкольников.

 

1. 2. Развитие коммуникативных способностей и умений дошкольников в игре

В письме Минобразования РФ от 25 марта 1994г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» подчеркивается то, что  развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время - важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом». Таким образом, одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»); 

2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

С самого рождения человек, являясь социальным  существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации  к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребёнком «позиции другого», как отличительной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм.

Проблема формирования коммуникативных способностей и умений давно привлекала внимание исследователей – философов, педагогов, психологов. Они обращали внимание на проблему отношений между воспитанниками и воспитателями (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, и др.). С появлением массового образования возрос интерес к личности ребёнка, его возрастным особенностям, процессам, происходящим в детском коллективе.

В XX веке этот вопрос разрабатывали психологи А.Н. Леонтьев,
Л.С. Выготский и другие. Они рассматривали личность как продукт деятельности и опыта её общения с другими людьми.

В 20–30-е годы XX века проблема обучения детей взаимодействию стояла особенно остро в связи с массовой беспризорностью, поэтому и рассматривалась она в русле изучения неформальных объединений беспризорных детей (Е.А. Аркин, Н.Н. Иорданский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, и др.). А.С. Макаренко большое внимание уделял организации делового взаимодействия в коллективе, считая, что навыки общения эффективно формируются в совместной деятельности.

В 40–60-х годах XX века проблема взаимоотношений рассматривалась в русле методики организации коллектива, воспитания коллективизма. Большое внимание уделял этому вопросу В.А. Сухомлинский, в его работах неоднократно встречается термин «общение».

Проблема общения, как самостоятельная теоретическая проблема, была поставлена в середине 60-х годов XX века, Б.Г. Ананьевым, Б.Д. Парыгиным и нашла свою дальнейшую разработку в трудах таких педагогов, как М.Н. Аникеева, А.В. Киричук, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, К.Д. Радина и других. Признание самоценности дошкольного возраста и отношения к нему как к уникальному периоду развития личности определило задачу изучения особенностей формирования коммуникативных способностей и умений у детей 3 – 7 лет. В разработке этого вопроса педагогическая практика опиралась на концепцию деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и психолого-педагогические исследования Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.Н. Нечаевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Аржановой, М.И. Лисиной, и др.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. Таким  образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных способностей и умений (А.П. Усова, Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая). Проблема формирования коммуникативных способностей и умений в процессе игровой деятельности поднималась учеными – психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной. В 70 – 80-е годы XX века актуальным оставался вопрос о роли взрослого в игровом обучении навыкам общения. Проблему целенаправленного педагогического руководства игровой деятельностью дошкольников разрабатывали Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова, и др. Они изучали предпосылки, педагогические условия и средства формирования положительных, дружеских взаимоотношений в игре.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения,  формирования коммуникативных способностей и умений у детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В связи с актуальностью проблемы, в последние годы многие учёные обращаются к вопросу формирования коммуникативных способностей и умений (С.А. Барсукова, Г.М. Бушуева, О.В. Вакуленко, О.А. Веселкова, Л.А. Кузнецова, С.В. Проняева и др.). Следует отметить, что исследования, в основном затрагивают возрастной период, начиная с 6 – 7 лет. Однако потребность в общении со сверстниками формируется у дошкольников уже к 4 годам и, следовательно, появляется потребность в организации эффективного взаимодействия. Применительно к данному возрастному периоду, можно констатировать, что в психолого-педагогической литературе недостаточно раскрыты содержание коммуникативных способностей и умений, критерии и показатели их сформированности у детей 4 лет, не определены условия формирования коммуникативных способностей и умений у детей данного возраста.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребёнка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребёнка.

Начиная с дошкольного возраста, систематическое общение ребёнка со сверстниками становится нормативным, обязательным условием полноценного формирования его личности. Именно на этом этапе ребёнок проходит «школу» реального взаимодействия с другими людьми как равноправными партнёрами. А это значит освоение им соответствующих коммуникативных способностей, приобретение умения согласовывать свои действия с учётом позиции партнёров по игре, осознание своих качеств на основе сравнения с качествами других детей, общение со сверстниками.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапозоне. В общении детей можно наблюдать такие действия и обращения, как спор, навязывание своей воли, требования, приказы, обман, проявление жалости и желание успокоить. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезмерно яркой эмоциональной насыщенности.

Третья особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности.

Еще одна особенность общения сверстников – это преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнёра.

Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приёмы. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Психологи считают игру одним из наиболее значимых видов детской активности, в которой происходит формирование опыта межличностных взаимоотношений. Зачастую в игре ребёнок проявляет те чувства, которые скрыты для других.

Задача педагога  в процессе развития сюжетно-ролевой игры обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить ви­деть и определять характер отношений определённого че­ловека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.

Эффективным способом активного отношения ребёнка к об­суждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств, с чувствами тех людей, сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации.

А ситуации, требующие поставить себя на место дру­гого, способствуют формированию осмысления переживаний других людей,  животных.

Как отмечается многими исследователями, моделирование социальных отношений в сюжетно-ролевых играх создаёт условия для формирования и развития социальной перцепции в целом и её отдельных проявлений в частности.

С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребёнок подходит к необходимости - найти место среди  играющих детей, наладить с ними связи, понять их желания и соразмерить с ними собственные желания и возможности. Поэтому усложнение сюжетов ролевых игр создаёт условия для обогащения личного социального опыта детей и для развития таких механизмов социальной перцепции, как социальная рефлексия и идентификация. Уже при вступлении в игру дети обнаруживают индивидуальные особенности, которые могут привести и к возникновению конфликта. Однако интерес к игре, желание в ней участвовать приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.

Как указывают многие психологи, и в частности Я.Л. Коломинский, в игре проявляются и развиваются несколько типов взаи­моотношений, различных по своему происхождению и функциям. Первый тип - это относительно стабильные межличностные отношения, возникшие до начала игры и по сути предполагающие такое проявление социальной перцепции, как аттракция.

Сюжетно-ролевые игры помогают не только уз­нать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для  себя  некоторые причины  их  поведения.

Общение способствует успеху игровой деятельности, а игра, в свою очередь, обеспечивает основной и довольно эффективный способ организации общения.

От того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста

Развитие дошкольника происходит в игре. Это означает, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребёнка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.

Для того чтобы методически грамотно организовать сюжетно-ролевую игру ребёнка-дошкольника воспитателю необходимо  хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем  и корригирующем значении игры, о её своеобразии  на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребёнка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребёнок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Руководство играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, как они будут вести себя в игре. Важнейшее условие успешного руководства играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относиться к игре серьёзно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания.

В педагогической практике нередки случаи, когда время расходуется недостаточно рационально. Всё это обязывает воспитателей в своей работе с детьми уделять больше внимания «предыстории игры», подготовке к ней. Поэтому необходимо большое внимание уделять перспективе работы, которая отражена в перспективно-тематическом плане, включающем в себя беседы, рассматривание, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, драматизация, игры-занятия, игры-беседы с применением элементов кукольного театра, коммуникативных игр и упражнений.

Перспективно-тематический план способствует поэтапному формированию коммуникативных способностей и умений у детей в сюжетно-ролевой игре.

Планирование предполагает определение цели игры.

При обучении собственно сюжетно-ролевым играм большое внимание следует уделять обогащению предметно-игровой среды, что даст возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.

К сюжетно-ролевым играм разработаны предметно-ролевые и игровые действия, в соответствии с возрастом и их взаимосвязь в процессе развития.

Дошкольный возраст – это возраст расцвета игровой деятельности, это возраст, в котором чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка. Для развития коммуникативных способностей и умений возможно создание комплекса игр «Школа общения», которые  помогают преодолевать различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребёнка, обучать его способам реагирования на проблемную ситуацию и социальных навыков поведения. Игры предполагают развитие как игровых, так и реальных партнёрских отношений.

Эта система игр и упражнений направлена на привлечение внимания ребёнка к другому ребёнку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям: переживать чувство общности друг с другом; учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии; вызывать заинтересованность в общей цели; проявлять терпение к недостаткам других.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Предлагаемая система игр, состоит из четырёх блоков:

- игры на развитие умения сотрудничать,

- игры на умение активно слушать,

- игры на умение перерабатывать информацию,

- игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно – в виде «игровых пятиминуток».

При знакомстве с правилами игры необходимо продумать не только содержание инструкции, но и способ её подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача педагога – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт, и здесь важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Отсюда вытекает и воспитательная задача - отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «я», от со­средоточенности на отношении к себе сверст­ников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Для этого предлагаются игровые задания, для успешного выполнения которых требу­ется пристальное внимание к партнёрам, их действиям, внешности и т.п. Все игры проводятся без слов, без игрушек; содержание, правила, ход направлены на развитие способнос­ти видеть другого, чувствовать некую общность с ним. По всей вероятнос­ти, игры покажутся детям странными, непривычными. Однако равные права, невербальные контакты  снимут напряжен­ность, замкнутость, боязнь того, что кто-то мо­жет обидеть.

В ходе игр педагог по возможности должен избегать инструкций, нравоучений, замечаний; не делить детей на хороших и плохих. Задача взрослого - поддерживать каждого, показы­вать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнёры, проявляю­щие внимание друг к другу.

Именно способность видеть в другом ребёнке рав­ную и независимую личность - важнейшееусловие формирования гуманных отношений со сверстниками.

 

2.1.  ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Одной из задач организации жизни детей трех-четырех лет является формирование умения играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания охотно играть вместе, то есть развитие навыков совместной игры. На четвёртом году жизни, дети переходят от отобразительной игры, в которой ребёнок копирует бытовые действия взрослого,  к сюжетно-ролевой игре, отражающей отношения людей, их характеры, настроения, от  одиночной игры к совместной игре. Однако ребёнок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Опыт показывает, что нельзя пускать на самотёк развитие игры как деятельности. Важно постоянно изучать игровые интересы детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществлять руководство ею.

В программе «Детство» говорится о том, что ребёнок должен осваивать ролевой диалог (мама, дочка, врач, больной) в совместной игре с воспитателем. С его помощью и самостоятельно придумывать несложный сюжет, брать на себя роль и действовать в соответствии с ролью, выполнять игровые действия, применять предметы-заместители. По побуждению воспитателя создавать игровую обстановку (поставить мебель, принести постельные принадлежности и т.д.). Объединяться со сверстниками для совместной игры под руководством воспитателя и самостоятельно. Ребёнок активно ищет повод для совместной деятельности, для установления отношений.

В различные периоды у дошкольников (начало, ход и окончание) создаются различные предпосылки для установления взаимоотношений между её участниками, а вместе с тем и определенные трудности в руководстве игрой. Так, в начале игры большое значение приобретают личные симпатии детей, опыт предыдущего общения, те положительные эмоции, которые ребёнок испытывал от совместной игры, желание играть вместе, интерес к игре другого ребёнка. В этот период игры под руководством воспитателя, затем дети устанавливают взаимоотношения по поводу выбора темы, партнёра, распределения ролей, материала, составления элементарного плана, выбора действий, места для игры. Самые большие возможности для установления контактов между детьми несёт в себе начало игры. В этот период дети более доброжелательны, охотнее, чем в ходе её, принимают желающих в ней участвовать. Конфликтные ситуации могут возникать и на этом этапе, причём основным мотивом конфликтов обычно является желание получить более интересную роль, игрушку. Если количество известных детям ролей достаточно, конфликты между ними возникают значительно реже. Если же запас их ограничен, то это часто ведет к ссорам. Игры младших дошкольников нередко прерываются именно на первом, начальном этапе ее развития, так как дети ещё не обладают достаточным социальным опытом, умением договариваться, распределять роли и пр. В связи с этим много времени уходит на подготовку к игре, на «сговор».

В группе продолжается развитие сюжетно-ролевых игр. Это игры: «Семья», «Строители», «Шофёры», «Больница», «Детский сад». В дальнейшем игра строится по определённой структуре, используются интересные сюжеты, знакомые детям по жизненной практике или по художественной литературе. Это сюжеты с взаимодополнительными ролями, представляющие собой некоторое смысловое единство: «Парикмахерская», «Большая стирка» (мама - дети). «Автобус», «Поездка в деревню» (шофер – пассажиры). «Путешествие на корабле» (капитан – матросы). В этих играх происходит взаимодействие участников игры.

Разработав тематический план, важно скомплектовать игровой уголок соответствующими игрушками. Минимум игрушек позволит сконцентрировать внимание детей на игре. Постепенно, по мере обогащения детей знаниями, вносятся новые игрушки, изготавливаются атрибуты, применяются предметы-заместители. Дети придумывают разнообразные замещения, изменяют первоначальное и игровое назначение предмета.

Важно стремиться сделать каждый день для ребёнка радостным. Ребёнок берёт в руки куклу и при этом сам «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно, всё время, поучая куклу. Это, в свою очередь, обучает и его самого. Детям уже доступно понимание нравственного смысла деятельности людей по уходу за малышами в семье. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств: нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки. Но в реальной жизни часто отсутствуют условия, позволяющие упражняться в проявлении чувств к малышам. И это, как показывает опыт, до некоторой степени компенсируется в играх с куклами: «Познакомимся с Алёнушкой», «Укладывание Алёнушки спать», «Приготовим Алёнушке обед», «Принимайся за обед», «Оденем доченьку на прогулку». Очень важны целенаправленные наблюдения. Организовать такие наблюдения в группе детей третьего года жизни. После наблюдений напоминать, как можно играть с куклой: носить её на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивать, что с куклой следует обращаться бережно, нежно разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы и как они видели только что в группе у малышей.

Сначала надо научить ребёнка играть самостоятельно, не мешая сверстнику, а потом переходить к совместной игре.

Чтобы углубить и развить интерес детей к играм, важно  организовать дополнительное чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий. Можно предложить детям сюжет для игры: покормить куклу, уложить её в постель.

В этот период надо помочь детям распределять роли, подсказывать ход игры, последовательность игровых действий. Всё это повышает уровень игры. Когда воспитатель принимает непосредственное участие в детских играх, у него есть возможность общаться с каждым ребёнком в отдельности, применять тот приём, который больше соответствует уровню его развития и индивидуальным особенностям.

 Повышается культура игры: дети пытаются элементарно планировать ход игры, определяют место для игры, подбирают игрушки, оборудование. Для дальнейшего развития сюжета игры в «Семью» возникает потребность организовать обогащение опыта в условиях детского сада, так как у многих детей нет младших сестёр или братьев. С этой целью прочитать книгу А. Барто «Младший брат», рассмотреть иллюстрации, внести куклу-младенца и всё необходимое для ухода за ней. При помощи родителей сшить распашонки, ползунки, пелёнки, шапочки, конверты, одеяло с пододеяльником.

Детей нужно учить пеленать, носить на руках, катать на коляске, кормить из бутылочки, ласковое, внимательное отношение к детям. При укладывании младенца подпевать: «Баю-баю-бай!» В это время все качают на руках, на коляске. Просят делать это осторожно, аккуратно. Провести обучающие занятия: «Куклы-младенцы», «Собираем Алёнушку на прогулку», «Постель для куклы-младенца».

Под влиянием обогащения содержания игр «Шофёр», «Больница» меняется характер взаимоотношений между детьми. Игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним. Однако знаний, полученных на прогулках и экскурсиях, совершенно недостаточно для развития интересных и длительных игр. С этой целью в утренние и вечерние часы можно пополнить знания детей, читая им художественную литературу, организуя занятия по конструированию из строительного материала (гараж для машин, грузовой автомобиль) с последующим обыгрыванием построек. Важно здесь принимать непосредственное участие в игре: обсудить план действий, распределить роли, соорудить постройки.

Вся эта целенаправленная подготовительная работа способствует не только обогащению содержания игры, но и повышает уровень детских взаимоотношений.

Для активизации  ролевого взаимодействия применить игру в «Телефонный разговор», которая развёртывается  на уровне ролевого диалога на основе известных сюжетов с парными взаимодополнительными ролями  («Дочки-матери», «Больница», «Магазин» и т.п.).

Игра по мотивам известных сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросёнка», «Волки козлята» способствуют развитию умений называть свою роль. В игре заложена возможность драматизации, поэтому воплощение в роли в сюжетно-ролевой игре невозможно без переживания тех обстоятельств, в которых ребёнок действует как персонаж.

В совместной игре научить детей общаться, взаимодействовать в конкретных ситуациях, объяснять выбор роли, поступка. Именно при анализе ситуаций проявляется эмоциональное отношение ребёнка к обыгрываемому сюжету, персонажу. Дети в основном ещё продолжают играть «рядом», но интерес побуждает их всё чаще обращаться к товарищу, пытаются обмениваться игрушками, идеями и советами, взаимодействуют по просьбе воспитателя. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры. В этих играх значительно реже наблюдаются конфликтные ситуации: нежелание принять в игру, уступить роль, игрушку товарищу. Кроме того, опыт показывает, что повышение уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.
Однако существует и обратная связь — ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки взрослым достоинств каждого ребёнка, программирования будущих ролевых взаимоотношений детей.
Детям доставляет большое удовольствие совместная деятельность со взрослыми. Однако его участие в игре не должно быть длительным, иначе дети могут терять инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослого, отчего игра может потерять большую часть своего воспитательного значения. Одной из характерных игр для детей четвертого года жизни является игра в «Детский сад». Знания детей позволяют развить эту игру на достаточно высоком уровне. Педагогическое руководство развитием игры в «Детский сад» осуществляется через обыгрывание ряда ролей. В основу развития содержания игры должна быть положена система знаний о труде тех, кто воспитывает детей, ухаживает за ними в детском саду: помощник воспитателя, воспитатель, повар, медсестра, музыкальный руководитель. Работу можно начать с экскурсии по детскому саду. Внимание детей обращается на то, что в детском саду много групп и много детей. Всем детям в детском саду живётся весело и интересно, так как о них заботятся взрослые: повар готовит пищу, музыкальный руководитель проводит с ними музыкальные занятия, медсестра делает детям прививки, лечит их, няня убирает в групповой комнате, подаёт пищу, воспитатель занимается с детьми, играет с ними. Экс

11 января 2017 в 19:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.