Швыдкина Анна Александровна. Персональный сайт педагога.
Программа по пожарной безопасности на 2016-2021 гМБДОУ №24
ПРОГРАММА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Разработала: Швыдкина А.А., воспитатель
г. Ленинск - Кузнецкий 2016г. Содержание программы Актуальность темы 1 раздел. Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ. 1.1. Сущность пожарной безопасности. 1.2. Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасности.1.3. План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности группы МБДОУ№24 на 2016-2017 учебный год.1.4. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе. 1.4.1. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности МБДОУ № 24. 1.4.2. Формы работы с детьми. 1.5. Работа по обучению мерам пожарной безопасности с педагогами МБДОУ№ 24. 1.6. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24. 1.6.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 на 2016 -2017 учебный год. 1.6.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 на 2017 -2018 учебный год. 1.6.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 на 2018 -2019 учебный год. 1.6.4. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 на 2019 -2020 учебный год. 1.6.5. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 на 2020 -2021 учебный год. 1.7. Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности 1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ № 24 на 2016 -2017 учебный год. 1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ № 24 на 2017 -2018 учебный год. 1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ № 24 на 2018 -2019 учебный год. 1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ № 24 на 201 -2020 учебный год. 1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ № 24 на 2020 -2021 учебный год. 2. раздел. Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей группы МБДОУ № 24 3. Показатели эффективности программы Заключение
Актуальность темы Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования, вопросов обеспечения безопасных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины несчастных случаев с детьми и взрослыми, особенно касающиеся пожарной безопасности. Ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому вопрос обеспечения охраны жизни и здоровья всех участников образовательного процесса является главным для любого дошкольного учреждения. Обращение к историческим легендам и притчам показывает, что подарив людям огонь, Прометей подарил им возможность подняться над миром животных. Но с тех пор человечество много тысяч лет упорно работает над проблемой пожаробезопасности, но до сих пор отсутствует ее абсолютное решения. Огонь — стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и даже опасаться. Огонь, с одной стороны, источник жизни, тепла, с другой — источник опасности. Потому людям важно научиться использовать огонь, не только удовлетворяя свои потребности в пище, тепле, но и обеспечивая собственную безопасность. Для обеспечения безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса необходимо не только создание условий, но повышение компетентности сотрудников МБДОУ, родителей и воспитанников в вопросах пожарной безопасности. Поэтому можно считать, что противопожарная безопасность — одна из самых актуальных задач. Она обусловлена: 1. Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих практических умений поведения при пожаре; 2. Отсутствием образовательных программ обучения детей по пожарной безопасности; 3. Отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; 4. Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту; избегания пожароопасных ситуаций; 5. Недостаточной компетентностью родителей в вопросе пожарной безопасности. 6. Недостаточное внимание пожарной безопасности в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого с детьми дошкольного возраста. 7. Отсутствие четкого распределения программного содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Поэтому на сегодняшний день возникла необходимость формирования у всех участников воспитательно-образовательного процесса осознанного отношения к противопожарной безопасности. Дошкольный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Главная цель Программы: формирование у всех участников воспитательно-образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту. Основные задачи: · Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности; · Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара; · Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях; · Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду. · Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности. Решение работы по формированию пожарной безопасности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим, опираясь на принципы. Принципы: 1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами. 2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач. 3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, и при конкретизации целей и задач. 4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании. Данная программа рассчитана пять лет (2016 -2021 г.г.) В ней представлено содержание работы со всеми участниками образовательного процесса. 1 раздел. Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ 1.1. Сущность пожарной безопасности Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека вовремя его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, Б.Паскаля, З.Фрейда. В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г. Хромцовой, К.Ю.Белой Сущность пожара, причины Под пожарной безопасностью объекта понимается такое его состояние, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей Пожаром называется процесс горения, возникший непроизвольно (или по злому умыслу), который будет развиваться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, либо не возникнут условия, приводящие к самопотуханию, либо не будут приняты специальные активные меры по его локализации и тушению. Горение - химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света. Под очагом пожара понимают место (участок) наиболее интенсивного горения. Первоначальным очагом пожара может быть небольшой участок или предмет, а по мере развития пожара может стать все помещение, охваченное огнем. При пожаре происходит: · Горение с выделением теплоты, света и продукта сгорания; · Газообмен под воздействием конвенционных потоков горячих и холодных газов, обеспечивающий доставку в зону горения окислителя и отвод из нее продуктов сгорания; · Передача теплоты из зоны горения в окружающее пространство (опасность загорания рядом стоящих объектов). Зона горения - занимает часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения горючих материалов в объеме диффузионного факела пламени; Зона задымления - зона, где продукты сгорания поднимаются над зоной горения в виде тепловой струи и образуют в верхней зоне под перекрытием слой дыма. Классификация пожаров по типу Индустриальные (пожары на заводах, фабриках и хранилищах). Бытовые пожары (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения).· Природные пожары (лесные, степные, торфяные и ландшафтные пожары). Причины возникновения пожаров Неосторожное обращение с огнём; Несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств; Самовозгорание веществ и материалов; Разряды статического электричества; Грозовые разряды; Поджоги; Неправильное пользование газовой плитой Солнечный луч, действующий через различные оптические системыМожно выделить несколько основных свойств пожаров: Высокая температура пламени, достигающая в наиболее горячей части 1200-14000С, передача тепла теплоизлучением, конвекции. Например, при пожаре в помещении с закрытой дверью около 40% тепла передаётся посредством излучения пламени на стены, 5% - через проёмы наружу и 50-55% уносится конвективными потоками также наружу через верхнюю часть окон. Излучение пламени вызывает ожоги и болевые ощущения у людей, находящихся в зоне пожара. Минимальное расстояние от очага пожара, на котором может находиться человек, м: R=1,6H, где H - средняя высота факела пламени. Эту формулу нужно знать и в случае необходимости уметь применить. Люди в возбуждённом состоянии могут не заметить, что обожглись, или заметить это слишком поздно. Наличие дыма резко снижает видимость внутри зданий и сооружений. Задымление создаёт угрозу для жизни людей, затрудняет спасение пострадавших. Наличие токсичных газов в дыме (оксид углерода, оксид азота, сернистый газ, фосген) может привести к отравлению и смерти. Температура дыма также представляет собой большую опасность для жизни людей. Этот факт часто не учитывают. Так, при температуре вдыхаемого дыма 600С (при отсутствии токсичных веществ) может наступить смерть. Перенос огня на смежные здания и сооружения искрами, излучением, конвекцией. Возможность взрыва оборудования, аппаратуры на промышленных предприятиях. 1.2. Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасностиДанные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др.). Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Поэтому в каждой возрастной группе должен быть организован Уголок безопасности, в котором размещены материалы по пожарной безопасности.Во время формирования Уголка безопасности необходимо опираться на следующие принципы: Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы- должна быть оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе наглядным, игровым, оборудованием (в соответствии со спецификой Программы). Это должно обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. 4) Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Нами учитывались требование: Свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Для решения задач по пожарной безопасности был составлен план информационного обеспечения группы МБДОУ. 1.3. План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности группы МБДОУ№ 24на 2016-2017 учебный год
1.4. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе
Анализ произошедших пожаров в стране показал, что 50% происходит по причине незнания и несоблюдения правил пожарнойбезопасности. Поэтому важным является формирование знаний и практических умений в вопросе пожарной безопасности у воспитанников, их родителей и педагогов МДОУ. Вся образовательная работа строится по трем направлениям: 1. Работа с детьми 2. Работа с педагогами 3. Работа с родителями Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется: 1. В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка; 2. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; 3. Самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности. В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия. В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее: · В детском саду происходит не только знакомство с пожаром и его причинами, но и формирование у детей правильного поведения во время пожара осуществляется воспитание у дошкольников не только навыков безопасного поведения в быту, но и овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях; Формирование знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил; Использование интересных и активных форм работы с детьми, как: КВН, викторины, развлечения и досуги, выставки и конкурсы способствуют повышению интереса к пожарной безопасности. Используют все доступные формы работы с детьми: рассказы, беседы, игры, мультимедийные презентации, диа- и видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др. не отдавая предпочтения какой-либо одной; В группе должен быть создан Уголок пожарной безопасности, состоящий из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, настольно - печатными играми, значками, эмблемами; Должен быть создан информационный стенд для родителей «Осторожно, пожар!».
1.4.1. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности МБДОУ № 24
1.4.2. Формы работы с детьми Работа по формированиюу детей навыков безопасного поведения в быту будет эффективнее, если будут использоваться формы работы - НОД; -Развлечение; -Беседа; -Спектакль для детей; -Выставка рисунков; -Викторина по ПБ; -Продуктивные виды деятельности: аппликация, лепка, рисование; -Чтение художественной литературы по данной тематике; -Целевые прогулки к зданию; -Просмотр электронных презентаций по ПБ; -Просмотр мультфильмов по ПБ; -Дидактическая игра; -Отгадывание загадок; -Разбор проблемных ситуаций; -Опытническая деятельность; -Отгадывание загадок; -Разбор проблемных ситуаций; - Оформление альбомов с рассказами о ПБ.
1.5. Работа по обучению мерам пожарной безопасности с педагогами МБДОУ№ 24 Известно, что для того, чтобы работа по пожарной безопасности была результативной, необходимо объединение усилий всех педагогов и специалистов. Поэтому был разработан перспективный план работы с педагогами МБДОУ. Это позволит добиться решения некоторых задач, направленных на формирование у всех участников воспитательно-образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту. 1.6. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 1.6.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 на 2016 -2017 учебный год
1.6.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 на 2017 -2018 учебный год
1.6.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 на 2018 -2019 учебный год
1.6.4. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 на 2019 -2020 учебный год
1.6.5. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ № 24 на 2020 -2021 учебный год
1.7. Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности Большое внимание по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Следует учитывать тот факт, что в силу своих возрастных особенностей для детей дошкольного возраста играет большую роль пример родителей. Поэтому родителям необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, не нарушать и своим поведением подчеркивать важность соблюдения правил в быту. Взрослые должны, общаясь с ребенком постоянно объяснять правила поведения детей дома, во время эксплуатации электроприборов и бытовой техники. Разбирать ситуации, когда происходит пожар, объяснять важность соблюдения правил безопасности и учить вести во время чрезвычайных ситуаций. В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов), рассказывает об успехах детей в освоении правил пожарной безопасности. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме. Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара. Использование перспективного плана работы с родителями позволяет эффективнее решать поставленные задачи, добиваться цели. 1.7. 1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ № 24 на 2016 -2017 учебный год
10 января 2017 в 20:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.